Что такое мультипитч в скалолазании - деление маршрута на питчи, страховка, снаряжение

Мультипитч – яркая разновидность скалолазания

Современное скалолазание пестрит разнообразностью подвидов – свободное и спортивное лазание, боулдеринг и фри-соло, джампинг и бигволл, и это только начало списка. Особняком стоит мультипитч – лазание по продолжительным скальным маршрутам, разбитым на несколько участков (питчи), каждый из которых обладает определенной категорией сложности.

Мультипитч тесно переплетается с альпинизмом, потому как предполагает преодоление сверхсложного и достаточно длительного скального маршрута. Деление трассы на питчи предназначено для остановки и смены лидирующего в связке, установки промежуточных страховочных точек, а также легкого отдыха или даже ночлега.

Многоверевочный мультипитч считается разновидностью скалолазания в связках на протяженных скальных трассах. За границей мультипитчем признают любой скалолазный маршрут, протяженность которого охватывает больше одной веревки. В нашей стране, особенно в Крыму, мультипитчами являются подготовленные для свободного лазания скалолазные маршруты с организованными страховочными базами. Популярные маршруты «пробивают» заранее, организуя станции и забивая там надежные шлямбуры для страховки.

 

Для чего скальный маршрут разбивают на питчи?

Во-первых, в целях организации надежной страховки, ведь длительные скалолазные трассы требуют особой безопасности в прохождении. Во-вторых, для своевременной смены ведущего в связке, потому как лидеры периодически должны меняться. И, в-третьих, покорить протяженный скальный маршрут, превышающий длину веревки, невозможно одним рывком, соответственно, без деления трассы на участки не обойтись.

Основная цель мультипитча – «чистое» прохождение маршрута в технике свободного лазания, то есть лазание с нижней страховкой без использования каких-либо дополнительных приспособлений.

Мультипитч всегда проходят несколько участников в связке, как минимум – 2 скалолаза, между которыми организуется страховочная станция. Лидер долезает до промежуточной станции, организовывает между питчами страховочную станцию, с которой осуществляет страховку нижнего участника связки. Обычно на станциях сменяется лидирующий участник в связке.

 

Чем отличается мультипитч от обычного скалолазания?

Если во время прохождения стандартной скалолазной трассы страхующий находится на земле, а скалолаз достигает топ и спускается вниз, то мультипитч предполагает восхождение к верхнему шлямбуру промежуточной станции и самостоятельную организацию точки верхней страховки, благодаря которой «нижний» напарник поднимается к «лидеру» и сменяет его лидирующую роль – первым лезет вверх и достигает топа второй станции, принимаясь за организацию верхней страховки. И так продолжается до тех пор, пока весь маршрут не будет пройден.

Кроме того, на обычном скалолазном маршруте топ не обязательно должен быть расположен на вершине скалы, в зависимости от уровня сложности трассы он может находится всего лишь в десяти метрах от земли. Мультипитч-маршруты, как правило, начинаются внизу скалы, а заканчиваются на ее вершине, поэтому, после достижения топа скалолазам необходимо сойти вниз по другой стороне склона (если тропа пробита) либо спуститься вниз по веревке «дюльфером» в свободном полете.

 

Организация страховки на мультипитчевых трассах

У каждого промежутка мультипитчевой трассы есть категория трудности. Скалолазы-новички стараются выбирать мультипитч-маршруты с однородными отрезками, чтобы линия трассы по сложности была более-менее ровной. Профи-спортсмены, наоборот, подыскивают для восхождений трассы с разноуровневыми питчами, дающими возможность попрактиковаться в покорении более сложных отрезков скального рельефа.

В любом случае, маршрут мультипитча предварительно должен быть подготовлен или, выражаясь скалолазным языком – «пробит». Оборудованный маршрут мультипитча предполагает надежный скальный рельеф, пробитый шлямбурами, предназначенными для вщелкивания оттяжки в шлямбур, а веревки – в оттяжку.

Важную роль играет промежуточная страховочная станция – пробитые рядом 2 или 3 шлямбура, которые блокируются с помощью петли или оттяжки. На такой станции одновременно могут висеть оба скалолаза, производить обмен снаряжением либо переводить дух перед следующим рывком. Кроме того, промежуточная станция служит для последующего спуска дюльфером.

 

Снаряжение для мультипитча

             

Для покорения мультипитчевого маршрута понадобится:

  • веревка длиной примерно 60-70 метров;
  • оттяжки – не менее 15-20 штук;
  • карабины обычной грушевидной формы;
  • страховочная система на каждого участника мультипитча;
  • самостраховка из динамической веревки;
  • вспомогательные предметы – скальники, каска, фонарик, аптечка.

 

Скалолазные навыки, требуемые от спортсмена:

  • безукоризненная работа с веревкой на нижней и верхней страховке;
  • умение быстро организовать страховочную станцию на топе питча;
  • стратегическое мышление и знание путей отхода со скалы в случае непредвиденных ситуаций.

 

Безопасность во время прохождения мультипитча

К прохождению мультипитча следует относится крайне серьезно. Преодоление длительного скального рельефа требует от скалолазов беспрекословного соблюдения техники безопасности. Первым делом стоит позаботиться об «обмундировании», в частности – о каске. Летящие сверху камни могут доставить кучу неприятностей, поэтому этот элемент снаряжения должен быть у каждого мультипитчевого скалолаза. Не менее важно изучить маршрут, предварительно ознакомиться со спуском, а также продумать порядок лазания в связке.

Мультипитч – один из самых экстремальных, и при этом, наиболее популярных видов скалолазания. Безусловно, лазание длинных маршрутов не обходится без трудностей, но у тех, кто попробовал пройти мультипитчевый маршрут лишь единожды, уже не получается остановиться. Ведь что может быть более захватывающим, чем лазание по скалам от подножья до самой вершины, с которой открываются невероятные виды?!

 

Полезное видео по теме:

Поделиться:
Adblock
detector